- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 54OS0000-01-2021-000240-74 |
Дата поступления | 29.10.2021 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Судья | Разуваева Алёна Леонидовна |
Дата рассмотрения | 05.04.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 29.10.2021 | 15:41 | 01.11.2021 | ||||||
Передача материалов судье | 01.11.2021 | 09:00 | 01.11.2021 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.11.2021 | 09:43 | Административное исковое заявление оставлено без движения | 02.11.2021 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 15.11.2021 | 13:54 | Административное исковое заявление принято к производству | 15.11.2021 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 15.11.2021 | 14:55 | 15.11.2021 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 01.12.2021 | 09:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 15.11.2021 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 01.12.2021 | 10:28 | 01.12.2021 | ||||||
Судебное заседание | 09.12.2021 | 09:00 | Производство по делу приостановлено | невозможность рассмотрения данного адм. дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным судом | 01.12.2021 | ||||
Производство по делу возобновлено | 29.03.2022 | 09:40 | 29.03.2022 | ||||||
Судебное заседание | 29.03.2022 | 10:00 | 29.03.2022 | ||||||
Судебное заседание | 05.04.2022 | 10:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 29.03.2022 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 18.04.2022 | 11:46 | 18.04.2022 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэр г. Новосибирска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ООО Союз | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Новосибирской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Совет депутатов г. Новосибирска |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирская область) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 13.07.2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирская область) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 13.07.2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 13.07.2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Дело 3а-12/2022 (№ 3а-133/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2022 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Разуваевой А.Л.
при секретаре Агафилушкиной Н.Н.
с участием прокурора Жигаловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» к Совету депутатов города Новосибирска, мэрии города Новосибирска, мэру города Новосибирска о признании не действующим в части решения Совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 N 159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» (далее по тексту Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением и просило признать не действующим пункт 1.4 и приложение 1 «Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска» решения Совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 N 159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" (далее по тексту – решение № 159) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, ********* к территориальной зоне Р-3.
В обоснование требований указано, что решением № 159 внесены изменения в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска». Пунктом 1.4 названного решения карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска (приложение № 1 к решению № 159, приложение № 2 к решению Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. № 1288) изложена в редакции, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами *********, *********, ********* отнесены к территориальной зоне Р-3.
Общество, являясь правообладателем указанных земельных участков, реализуя свои правомочия, приступило к их освоению, в частности, выполнены предпроектные работы, получены технические условия на теплоснабжение электроснабжение, привлечены заемные денежные средства.
Согласно статьям 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или арендатор имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 3, 4 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка правил землепользования и застройки имеет своим назначением обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, то есть по смыслу указанной нормы право органа местного самоуправления на изменение градостроительной документации, включая право на внесение территориального зонирования, не должно вступать в противоречие и нарушать права собственника (арендатора) земельного участка.
Из документов территориального планирования правил землепользования и застройки и документов по планировке территории можно сделать вывод, что правовой режим рассматриваемых земельных участков позволял административному истцу осуществлять проектные работы и строительство жилого комплекса с объектами социально- культурного и коммунально-бытового назначения.
С учетом действующего проекта планировки и фактического землепользования, Правила землепользования и застройки города Новосибирска в части отнесения территории, на которой расположены принадлежащие административному истцу спорные земельные участки, к территориальной зоне Р-3, противоречат нормам пункта 3 и 4 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьям 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации. Установленный факт антропогенного воздействия на земельные участки и нахождения на них объектов капитального строительства и сетей, отсутствие леса в смысле действующего законодательства, отсутствие уникальных природных объектов и комплексов - свидетельствуют о выборе неэффективного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не учитывающего уже произведенные капитальные вложения в указанные объекты.
Административный ответчик, изменив территориальную зону на Р-3, фактически исключил возможность использования административным истцом земельных участков по целевому назначению с первоначально установленным правовым режимом. Израсходованные Обществом денежные средства на освоение принадлежащих объектов недвижимости в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются для Общества реальным ущербом. Установленное зонирование препятствует осуществлению законной предпринимательской деятельности, на что направлена норма пункта 4 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику.
Полагает, что решение № 159 не соответствует генеральному плану, утвержденному решением Совета депутатов города Новосибирска № 824 от 26.12.2007, с учетом решения Новосибирского областного суда от 22 октября 2021г. по делу № 3а-66/2021.
Представители административного истца Воронина У.А., Куркина Ю.А. заявленные требования поддержали.
Представитель Совета депутатов города Новосибирска Звягина Ж.А. требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 3 л.д. 46-50).
Представитель мэрии города Новосибирска, мэра города Новосибирска Михайлова М.П. требования административного иска не признала, поддержала письменные возражения ( т.4 л.д 99-104).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, приходит к следующим выводам.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предметом судебной проверки в рамках настоящего административного спора является пункт 1.4 и приложение 1 «Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска» решение № 159 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, ********* к территориальной зоне Р-3.
Отношения, связанные с территориальным планированием, регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки (пункт 26 статьи 16 Федерального закона № 131 ФЗ).
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки. К числу таких оснований пункт 1 относит несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6.3.1. постановления мэрии города Новосибирска от 29.09.2017 № 4444 «О Регламенте мэрии города Новосибирска» подготовка проекта решения Совета депутатов города Новосибирска осуществляется структурными подразделениями мэрии в соответствии с годовым планом и квартальными планами.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией), о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (части 2, 3, 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Город Новосибирск, в состав территории которого входит населенный пункт город Новосибирск, является муниципальным образованием Новосибирской области и наделен статусом городского округа (статья 2 Закона Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области").
Утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска, относится к вопросам местного значения города Новосибирска (пункт 26 статьи 9 Устава города Новосибирска).
Согласно пункту 8 части 2 статьи 35 Устава города Новосибирска к полномочиям Совета депутатов города Новосибирска относится утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска.
В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Устава города Новосибирска в систему муниципальных правовых актов города Новосибирска входят нормативные и иные правовые решения Совета депутатов города Новосибирска.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Устава города Новосибирска муниципальные правовые акты города Новосибирска вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Новосибирска или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска", учрежденном решением Совета депутатов города Новосибирска.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов города Новосибирска и соглашений органы местного самоуправления города Новосибирска также используют официальное сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации города Новосибирска", учрежденное решением Совета депутатов города Новосибирска. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта города Новосибирска в официальном сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации города Новосибирска" объемные графические и табличные приложения к нему в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" не приводятся.
Муниципальные правовые акты города Новосибирска, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если иное не установлено федеральными законами, настоящим Уставом или самим муниципальным правовым актом.
Как следует из материалов административного дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, *********.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок *********, площадью 38218 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное питание (4.6) –рестораны; кафе, бары; правообладатель ООО «СОЮЗ», дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.24-27).
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ********* следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) (т.2 л.д.82-97).
Земельный участок *********, площадью 38250 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное питание (4.6) –рестораны; кафе, бары; правообладатель ООО «СОЮЗ», дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН т.2 л.д.28-31).
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером *********, он расположен в территориальной зоне «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) (т.2 л.д.66-81).
Земельный участок с кадастровым номером *********, площадью 896 кв.м., местоположение: <адрес>, на земельном участке расположен многоквартирный дом, 10, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного дома, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, правообладатель ООО «СОЮЗ», дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН т.2 л.д.32-35).
Решение № 159 было подготовлено департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 решения Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 705 «О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска», разработка проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, предусматривающих внесение изменений в данный документ, является одной из основных функций департамента.
апреля 2021г. мэрией города Новосибирска принято постановление № 1137 «О подготовке проекта решения Совета депутатов города Новосибирска «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», которое было опубликовано в печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска» № 13 от 08 апреля 2021г.
апреля 2021г. мэрией города Новосибирска принято постановление №1321 «О проведении общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», опубликованное в печатном издании «Бюллетень органа местного самоуправления» № 16 от 29 апреля 2021г.
В период с 29 апреля 2021г. по 20 мая 2021г. проведены общественные обсуждения по проекту решения № 159, по результатам которых 31 мая 2021г. составлен протокол общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 № 159 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска» и 10 июня 2021г. составлено заключение, которое опубликовано в этот же день в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска» № 23.
После завершения общественных обсуждений проект решения согласован в подразделениях мэрии города Новосибирска, включен в повестку дня заседания коллегии мэрии города Новосибирска.
18 июня 2021г. проект решения № 159 рассмотрен на заседании коллегии мэрии города Новосибирска, по результатам которой принято решение направить проект в Совет депутатов города Новосибирска для рассмотрения на сессии.
Проект решения № 159 18 июня 2021г. направлен мэром города Новосибирска председателю Совета депутатов города Новосибирска.
24 июня 2021г. проект решения № 159 рассмотрен на заседании постоянной комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска, принято решение о принятии в целом проекта; внесении проекта решения на рассмотрение сессии Совета депутатов города Новосибирска в первом чтении и рекомендовать принять проект решения в двух чтениях.
30 июня 2021г. проект решения № 159 в двух чтениях принят Советом депутатов города Новосибирска.
Решение № 159 опубликовано в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска", N 27, 08.07.2021, а также на официальном интернет-портале правовой информации города Новосибирска http://www.nskpravo.info, 08.07.2021.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение № 159 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие. Административным истцом по этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя законность оспариваемого в части нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Из системного толкования положений подпунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для внесения изменений в правила землепользования и застройки, в том числе являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, внесение изменений в правила землепользования и застройки было обусловлено необходимостью их приведения в соответствие с генеральным планом.
Так, решением Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24.03.2021 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824 «О генеральном плане города Новосибирска» все земельные участки административного истца были отнесены к зоне рекреационного назначения.
В целях исполнения положений статьи 34 Градостроительного кодекса РФ и приведения территориального зонирования в соответствие с актуализированной редакцией генерального плана, Советом депутатов города Новосибирска принято решение № 159, которым в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу, установлена территориальная зона озеленения (Р-3).
Решением Новосибирского областного суда от 22 октября 2021г., вступившим в законную силу 18 февраля 2022г., признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.3 решения Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24 марта 2021 г. «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 г. № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска» и приложение № 3 «Карта функциональных зон города Новосибирска» к решению Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24 марта 2021 г. «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 г. № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска» в части отнесения земельных участков, расположенных в Заельцовском районе города Новосибирска с кадастровыми номерами *********, *********, *********, *********, ********* к функциональной зоне – зона рекреационного назначения.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, функциональное зонирование в отношении земельных участков административного истца определяется решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска», согласно которому в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ********* и ********* установлена зона рекреационных сооружений, в отношении участка ********* - зона многоэтажной застройки.
По мнению суда, оспариваемое в части решение № 159 подлежит признанию не действующим в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, ********* к территориальной зоне Р-3, так как оно было принято с учетом генерального плана, в редакции решения Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24 марта 2021 г., который относил земельные участки к функциональной зоне – рекреационного назначения. Иных оснований, указанных в части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для принятия оспариваемого решения у административных ответчиков не имелось, что признавалось ими при рассмотрении настоящего дела. Учитывая то, что решение Совета депутатов города Новосибирска № 105 признано судом в части не действующим, решение № 159 в оспариваемой части также подлежит признанию не действующим, как производное от него.
При этом суд не может согласиться с доводами, изложенными в возражениях на административное исковое заявление, суть которых сводится к соответствию оспариваемого нормативного правового акта действующей редакции генерального плана.
Как уже было указано выше, согласно генеральному плану, а именно «Карта функциональных зон города Новосибирска» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ********* и ********* установлена зона рекреационных сооружений, в отношении участка ********* - зона многоэтажной застройки. Правилами землепользования и застройки, в редакции решения № 159, изменены территориальные зоны земельных участков.
При этом территориальное зонирование расположения земельного участка ********* в зоне Р-3, очевидно не согласуется с функциональным зонированием, определенным генеральным планом города Новосибирска (жилая зона).
Что касается земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, по генеральному плану они находятся в зоне территорий рекреационных сооружения.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Новосибирского областного суда от 22 октября 2021г. по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» к Совету депутатов города Новосибирска о признании не действующим пункта 1.3 решения Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24 марта 2021 г. «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 г. № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска» и приложения № 3 «Карта функциональных зон города Новосибирска» в части отнесения земельных участков, расположенных в Заельцовском районе г. Новосибирска с кадастровыми номерами *********, *********, *********, *********, ********* к функциональной зоне – зона рекреационного назначения, судом установлено, что генеральный план не раскрывает понятия «зона рекреационных сооружений». Действовавший в тот период Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривал, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исходя из содержания вышеуказанной правовой нормы, перечень видов территориальных зон не являлся исчерпывающим и в нормативных правовых актах органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды. Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Понятия «зона рекреационных сооружений» и «зона рекреационных назначений» не являются идентичными.
Также необходимо отметить, что при разработке, проведении общественных обсуждений и принятии решения № 159, устанавливая в отношении вышеуказанных земельных участков зону отдыха и оздоровления (Р-3), административные ответчики не исходили из установленной генеральным планом функциональной зоны – зона территории рекреационных сооружений, поэтому вышеуказанная позиция не может быть принята судом.
Как верно указано административным истцом, правила землепользования и застройки, в редакции, действующей до внесения изменений и с учетом установленной генеральным планом 2007г. функциональной зоной «зона территорий рекреационных сооружений», относили земельные участки с кадастровыми номерами *********, ********* к территориальной зоне Ж-3.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административному истцу, суд считает необходимым согласиться с позицией административного истца, который просил признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Выполняя требования пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения следует указать на необходимость опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.4 и приложение 1 «Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска» решения Совета депутатов г. Новосибирска от 30.06.2021 N 159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *********, *********, ********* к территориальной зоне Р-3.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления – «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Судья А.Л. Разуваева
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 г.
