ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 54RS0035-01-2024-001592-06 |
Дата поступления | 14.03.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Кошелева Анжела Петровна |
Дата рассмотрения | 13.05.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Татарский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1032/2024 ~ М-948/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Люсева Ирина Александровна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 14.03.2025 | 14:43 | 14.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 13.05.2025 | 11:00 | 118 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 14.03.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.05.2025 | 13:12 | 29.05.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 29.05.2025 | 13:12 | 29.05.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области | 5405066288 | 540501001 | 1215400036477 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Фотоев Махмед Рашитович |
Судья Люсева И.А. № 2а-1032/2024
Докладчик Кошелева А.П. № 33а-2976/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 13 мая 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Руденко А.А., Плындиной О.И.,
при секретаре Частниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 28 декабря 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области к Фотоеву М. Р. о взыскании недоимки по налогам, пеней.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском, в котором первоначально просила взыскать с Фотоева М.Р. транспортный налог за 2021 год в размере 468 руб., транспортный налог за 2022 год в сумме 35370 руб.; 2) Пени, начисленные за период с 08 февраля 2022 года по 27 февраля 2024 года, в сумме 17 941 руб. 72 коп., всего 53 779,72 руб.
После уточнения требований в суде первой инстанции (л.д. 72, 77-78), налоговый орган просит: взыскать с Фотоева М.Р. (ИНН: <данные изъяты>) задолженность в сумме 18 359 руб. 72 коп., а именно: 1) Транспортный налог за 2022 год в сумме 418 руб.; 2) Пени, начисленные за период с 04 декабря 2018 года по 27 февраля 2024 года, в сумме 17 941 руб. 72 коп.
В обоснование требований административного искового заявления указано, что Фотоев М.Р. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 19 по Новосибирской области, является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрировано право собственности на транспортные средства: 1) Грузовой автомобиль (кроме включенных по коду 57000) марки «РЕНО МАГНУМ АЕ 420», г/р знак «<данные изъяты>», мощность (ЛС): 414, размер доли в праве: 1, дата регистрации: 21 июня 2013 года; 2) Легковой автомобиль марки «ОПЕЛЬ ВЕКТРА 1.8I CD», г/р знак «<данные изъяты>», мощность (ЛС): 90, размер доли в праве: 1, дата регистрации: 09 января 2009 года.
Размер задолженности Фотоева М.Р. по транспортному налогу составляет: за 2021 год – 468 руб., за 2022 год – 35 370 руб.
В адрес налогоплательщика Фотоева М.Р. в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 05 октября 2023 года.
В связи с неисполнением Фотоевым М.Р. обязанности по уплате налога в установленный законодательством срок, на основании ст.ст. 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом были исчислены пени, а затем в адрес налогоплательщика направлено требование № <данные изъяты> (по состоянию на 25 сентября 2023 года) об уплате налогов и пени в срок до 28 декабря 2023 года. Также в адрес Фотоева М.Р. было направлено решение № <данные изъяты> от 20 февраля 2024 года о взыскании задолженности за счет денежных средств.
Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась к мировому судье 2-го судебного участка Татарского судебного района Новосибирской области с заявлением о вынесении судебного приказа № <данные изъяты> от 27 февраля 2024 года.
Мировым судьей был вынесен судебный приказ № <данные изъяты> от 27 марта 2024 года, который впоследствии был отменен определением от 12 апреля 2024 года.
На дату подачи налоговым органом настоящего административного искового заявления за Фотоевым М.Р. числилась задолженность в общей сумме 53 779 руб. 72 коп., в том числе, по транспортному налогу в сумме 35 838 руб. и по пеням в сумме 17 941 руб. 72 коп. Денежные средства, списанные по поручению от 16 ноября 2023 года, в сумме 35 838 руб., поступили на ЕНС и учтены на основании ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в счет уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме 33 211 руб. 26 коп. и пени в сумме 2 626 руб. 74 коп. Остаток задолженности по судебному приказу № <данные изъяты> от 27 марта 2024 года составляет 18 359 руб. 72 коп. Денежные средства, списанные по поручению от 29 декабря 2022 года в сумме 35730 рублей поступили и учтены в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 26797 руб.
Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 28 декабря 2024 года в удовлетворении административного иска отказано.
Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области подана апелляционная жалоба, в которой изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового судебного акта о взыскании с административного ответчика задолженности: 1) Транспортный налог за 2022 год в сумме 418 руб.; 2) Пени, начисленные за период с 04 декабря 2018 года по 27 февраля 2024 года, в сумме 17 941 руб. 72 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Фотоевым М.Р. представлены документы о внесении им платежей 29 декабря 2022 года (на сумму 35 730 руб.), а также 16 ноября 2023 года (на сумму 38 838 руб.).
Денежные средства, списанные по поручению от 29 декабря 2022 года в сумме 35 730 руб., поступили и учтены в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 26 797 руб.
Денежные средства, списанные по поручению от 16 ноября 2023 года в сумме 35 838 руб., поступили на ЕНС и учтены, в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в счет уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме 33 211 руб. 26 коп. и пени в сумме 2 626 руб. 74 коп. Остаток задолженности по судебному приказу № <данные изъяты> от 27 марта 2024 года составил 18 359 руб. 72 коп. (по транспортному налогу за 2022 год в сумме 418 руб. и по пени в сумме 17 941 руб. 72 коп.).
Судом первой инстанции не учтено, что по состоянию на 24 декабря 2024 года у налогоплательщика Фотоева М.Р. имелась задолженность по административному иску в размере 18 359 руб. 72 коп. (по транспортному налогу за 2022 год в сумме 418 руб. и по пени в сумме 17 941 руб. 72 коп.).
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 4 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса (ст. 357 НК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2021-2022 годах Фотоев М.Р. являлся плательщиком транспортного налога, поскольку за ним было зарегистрировано право собственности на объекты налогообложения: 1) Грузовой автомобиль (кроме включенных по коду 57000) марки «РЕНО МАГНУМ АЕ 420», г/р знак «<данные изъяты>», мощность (ЛС): 414, размер доли в праве: 1, дата регистрации: 21 июня 2013 года; 2) Легковой автомобиль марки «ОПЕЛЬ ВЕКТРА 1.8I CD», г/р знак «<данные изъяты>», мощность (ЛС): 90, размер доли в праве: 1, дата регистрации: 09 января 2009 года (л.д. 8).
Фотоеву М.Р. было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 01 сентября 2022 года о необходимости оплаты до 01 декабря 2022 года транспортного налога за 2021 год за автомобиль Опель Вектра в сумме 540 рублей, Рено Магнум в сумме 35190 рублей, а всего 35730 руб.
Этот налог был оплачен Фотоевым М.Р. 29 декабря 2022 года в полном объеме (л.д. 65,66).
Также Фотоеву М.Р. было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 05 октября 2023 года о необходимости уплаты до 01 декабря 2023 года транспортного налога за 2022 год в сумме 35190 руб. за автомобиль Рено Магнум и 180 руб. за автомобиль Опель Вектра (всего за 2022 год 35 35370 руб.), а также о перерасчете транспортного налога за автомобиль Опель Вектра за 2021 год с 540 руб. на 468 руб. Общая сумма, указанная в налоговом уведомлении – 35838 руб.
16 ноября 2023 года Фотоевым М.Р. внесен единый налоговый платеж в сумме 35 838 руб. (л.д.64,64а).
Из представленных налоговых уведомлений и квитанций об оплатах следует, что вопреки позиции налогового органа, изложенной в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, за 2022 год задолженность по транспортному налогу у Фотоева М.Р. отсутствует.
Так, предусмотренных законом оснований для зачисления внесенного 29 декабря 2022 года платежа (до введения института ЕНС) в счет оплаты задолженности по транспортному налогу за 2020 год, как о том указывает податель жалобы, у налогового органа не имелось, поскольку в чеке-ордере (л.д.65) указано назначение внесенного платежа – транспортный налог, а также номер УИН, полностью соответствующей такому номеру в налоговом уведомлении от № <данные изъяты> от 01 сентября 2022 года. Более того, согласно пояснениям налогового органа, представленным в суд апелляционной инстанции, и постановлению об окончании исполнительного производства от 11 августа 2023 года, задолженность по транспортному налогу за 2020 год была полностью погашена ответчиком в ходе исполнительного производства, возбужденного 28 июня 2022 года на основании судебного приказа № <данные изъяты>.
По причине отсутствия задолженности по транспортному налогу за 2021 год, отсутствовали у налогового органа и предусмотренные ст. 45 НК РФ основания для направления платежа, внесенного 16 ноября 2023 года (л.д.64) в счет оплаты задолженности по транспортному налогу за 2021 год. При этом, заявляя о том, что денежные средства в сумме 35838 руб., оплаченные ответчиком 16 ноября 2023 года, поступили на ЕНС и учтены в соответствии со ст. 45 НК РФ в счет уплаты ранее возникшей задолженности по транспортному налогу в сумме 33 211 руб. 26 коп. и пени в сумме 2 626 руб. 74 коп., налоговым органом не указано, за какой именно период у административного ответчика Фотоева М.Р. имеется задолженность по транспортному налогу в размере 33 211 руб. 26 коп. и пеням на сумму 2626 руб., не представляет доказательств наличия такой задолженности, что не позволяет согласиться с правильностью позиции апеллянта в данной части.
Таким образом, транспортный налог за 2022 год оплачен ответчиком своевременно и в полном объеме, потому отсутствуют и основания для взыскания пеней, начисленных на него.
Транспортный налог за 2021 год оплачен полностью с нарушением установленного законом. В то же время оснований для взыскания пеней за просрочку оплаты транспортного налога за 2021 год судом апелляционной инстанции не установлено.
За период со 02 декабря 2022 года по 29 декабря 2022 года размер пеней, начисленных в связи с просрочкой оплаты транспортного налога за 2021 год в сумме 35 658 рублей, составляет 249,61 руб. (за 26 дней исходя из 1/300 ключевой ставки). Однако, как указано выше, ответчику был осуществлен перерасчет транспортного налога за 2021 год в сторону уменьшения, при этом им с учетом первоначальной оплаты налога за 2021 год до его перерасчета и повторной его оплаты по налоговому уведомлению от 05 октября 2023 года вновь, осуществлена переплата транспортного налога за 2021 год на общую сумму 540 руб.
Заявляя о взыскании с ответчика пеней в общей сумме 17 941,72 руб. налоговым органом, кроме того, не доказано наличие оснований для взыскания пеней в заявленном размере.
Так, изначально в иске указано о взыскании данной суммы пеней за период с 08 февраля 2022 года по 27 февраля 2024 года, при этом расчет представлен в суд первой инстанции за период со 02 декабря 2017 года. После уточнения требований в суде первой инстанции, та же сумма пеней заявлена ко взысканию, но за больший период - с 04 декабря 2018 года. По запросу суда апелляционной инстанции налоговым органом было указано, что заявленная в административном иске пеня начислена в связи с несвоевременной оплатой транспортных налогов за 2018, 2020, 2021 и 2022 годы. Как установлено выше, оснований для взыскания пеней за 2021 и 2022 годы не установлено.
Относительно пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 и 2020 годы, представленные расчеты и пояснения налогового органа не позволяют установить дату оплаты этих налогов и проверить правильность представленных в дело расчетов, каждый из которых, кроме того, содержит в себе различные сведения о сумме пеней, периодах просрочки (л.д. 12-21, 85-94, 107-116). Расчеты пеней по транспортному налогу за 2020 год не соответствует и сведениям о погашении этой недоимки, указанным в постановлении об окончании исполнительного производства от 11 августа 2023 года. Административным ответчиком, в свою очередь, в материалы дела представлены многочисленные платежные поручения (л.д. 137,139,140,143-147), свидетельствующие об уплате им сумм налогов за прошлые периоды как самостоятельно, так и в ходе исполнительных производств.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит правильным решение районного суда об отказе в удовлетворении требований налогового органа, не доказавшего, вопреки предписаниям ч. 4 ст. 289 КАС РФ, наличие оснований для взыскания обязательных платежей в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 28 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
